Мы публикуем ваши самые интересные и полезные предложения по развитию мехмата. Попасть в этот список можно написав нам на почту или заполнив форму.
Пунктуация и орфография авторов сохранены. Мнение авторов может отличаться от мнений участников кампании «За Декана».
Здравствуйте! Хотела бы предложить, чтобы была налажена обратная связь со студентами. Имеется в виду, что если лектор/семинарист плохо ведет пары, то студенты могли бы без проблем его поменять (без последствий на экзамене и без долгих просьб учебной части).
Хотел бы предложить вниманию коллег идею создания на мехмате студенческих лабораторий прикладной математики.
Главной задачей, для решения которой необходимо создание таких лабораторий, является широкое развитие на факультете проектной деятельности студентов (где под проектами понимаются наукоемкие научно-прикладные проекты в области прикладной математики, в сотрудничестве с гос. организациями и коммерческими компаниями в области информационных технологий).
Современные знания по прикладной математике развиваются исключительно быстро. Учебные курсы по прикладной математике, содержащие современные глубокие математические модели и методы, и основанные на них алгоритмы, крайне необходимы, но к сожалению на факультете мало сотрудников, которые могли бы организовать такие курсы с глубокой математической основой, соответствующей современному состоянию прикладной математики. Также следует отметить, что в настоящее время активно развивается такая форма учебных курсов как онлайн-курсы и видеозаписи лекций. Я сам делаю видеозаписи всех своих лекций и выкладываю их в интернет, это совсем несложно (см. is.ifmo.ru/verification/ и youtube.com/playlist?list=PLadfIVqj9Ubb2l4OU7ZXQgopjKTPCxzab). В настоящий момент в интернете доступно большое количество качественных онлайн-курсов по самым различным разделам прикладной математики. Таким образом, главным источником современных знаний по прикладной математике для студентов мехмата сейчас должны быть не очные лекции и семинары, а с одной стороны онлайн-курсы и видеозаписи лекций и семинаров как российских, так и зарубежных специалистов по прикладной математике, и с другой стороны самостоятельное изучение студентами современной литературы, и главным стимулом для такого изучения должна быть необходимость применения этих знаний для решения студентами актуальных научно-практических задач, связанных с теми проектами, в которых они будут участвовать.
Примеры задач для проектной деятельности студентов:
- разработка интеллектуальных систем управления робототехническими системами
- автоматическое реферирование текстов на естественном языке, построение смысловой структуры текстов, извлечение новых знаний из текстов на естественном языке
- обработка и анализ изображений и видеофайлов
- построение оптимальных алгоритмов информационного поиска в системах больших данных
- разработка методов верификации (т.е. анализа свойств корректности, безопасности, оптимальности и других свойств) распределенных алгоритмов обработки больших данных,
- разработка интеллектуальной системы анализа защищенности информационных систем от кибератак
- разработка инструментов автоматизированного проектирования программных систем
- разработка интеллектуальной системы анализа стойкости криптографических протоколов аутентификации, генерации и распределения криптографических ключей, электронного голосования, электронной торговли, и т.п.
Следует отметить, что во всех ведущих университетах мира проектная деятельность студентов является центральной практической компонентой всего учебного процесса. Главной практической компонентой учебного процесса на мехмате сейчас является система компьютерных практикумов. Однако компьютерные практикумы (решение стандартных задач) не могут выступать полноценной заменой проектной деятельности, т.к. в них отсутствует наиболее существенная ее особенность - развитие у студентов инициативы и навыков генерации нестандартных математических идей при выборе методов решения нестандартных задач, а также навыков работы в команде.
К обоснованию актуальности широкого развития на мехмате проектной деятельности студентов как одной из главных компонентов учебного процесса хотел бы добавить следующее. Сложилось мнение, что во время учебы на мехмате главная задача студентов - овладеть фундаментальными математическими основами, и потом им не составит труда приложить эти знания к решению конкретных актуальных прикладных задач. Однако такой подход совсем не развивает главных качеств современного исследователя, применяющего фундаментальную математику - навыка построения таких математических моделей, которые адекватны решаемой задаче, навыка оценки условий применимости этих моделей, а также построения таких моделей, которые можно быстро адаптировать к изменениям условий использования этих моделей. Наиболее ярким примером порочности такого догматического усвоения фундаментальной математики является деятельность наших экономистов-математиков, которые применяли в 90-е годы известные им математические модели и методы рыночной экономики для создания новой экономики России, не учитывая соответствие этих моделей реальным экономическим условиям России в 90-е годы. Все доводы по поводу порочности их деятельности они отвергали следующим аргументом: глубокая математическая теория предписывает делать в экономике именно то, что они делают, и каждый, кто не согласен с этим, просто некомпетентен.
Еще одним аргументом широкого развития на мехмате проектной деятельности является то, что в настоящее время многие сильные студенты уже с третьего курса сами ищут места где они могут развивать навыки проектной деятельности, и по причине отсутствия таких мест на мехмате они находят их в многочисленных коммерческих организациях, что приводит к тому что профессиональные интересы таких студентов связываются не с глубокой наукой, а с решением рутинных коммерческих задач, что сильно снижает их профессиональный уровень.
В качестве примера хорошей организации проектной деятельности студентов можно привести матмех Санкт-Петербургского университета, выпускники которого создали компанию JetBrains, и в настоящее время эта компания организует различные наукоемкие проекты на матмехе СПбГУ, помогая студентам получить хорошие профессиональные качества. Проектная деятельность там организована в следующих лабораториях JetBrains на матмехе СПбГУ:
- Лаборатория машинного обучения и организации информации
- Лаборатория агентных систем и обучения с подкреплением
- Лаборатория биоинформатики
- Лаборатория алгоритмов мобильных роботов
- Лаборатория верификации и анализа программ
- Лаборатория криптографии
- Лаборатория языковых инструментов
- Лаборатория методов машинного обучения в области программной инженерии
- Лаборатория прикладного машинного обучения и глубинного обучения
- Лаборатория проблем оптимизации в программной инженерии
Деятельность этих лабораторий на матмехе СПбГУ с одной стороны хорошо развивает профессиональные математические качества студентов, и с другой стороны дает существенную материальную поддержку как студентам, так и преподавателям. Следует отметить, что компания JetBrains приняла решение выделять матмеху СПбГУ каждый год 1% с оборота (это около 1 млн долларов) на поддержку академической деятельности (стипендии студентам и гранты сотрудникам, добившимся серьезных научных успехов, поддержка стажировок, участия в конференциях и научных школах, поддержка издательской деятельности, и т.п)
В качестве другого примера хорошей организации проектной деятельности студентов можно привести школу прикладной математики и информатики МФТИ, где студенты ведут свою проектную деятельность в следующих лабораториях:
- Лаборатория нейронных систем и глубокого обучения
- Лаборатория машинного интеллекта
- Лаборатория продвинутой комбинаторики и сетевых приложений
- Лаборатория гибридных интеллектуальных систем
- Лаборатория когнитивных динамических систем
и других лабораториях школы прикладной математики и информатики МФТИ.
Механико-математический факультет МГУ обладает всеми необходимыми ресурсами для того чтобы организовать проектную деятельность своих студентов на существенно более высоком уровне. Наилучшим первым шагом для решения этой задачи было бы создание соответствующих организационных структур, главными из которых являются студенческие лаборатории прикладной математики.
Андрей Миронов
За время, проведенное на мехмате, у меня появился большой список того, что хотел бы предложить к обсуждению.
Образовательная программа
Начнём с того, что «в народе» уже устоялось выражение, характеризующее образование на мехмате – «картофан»
Почему? Пробежимся по предметам (говорю за отделениие механики)
Алгебра: Курс на механике по алгебре очень слабый. Включает в себя очень мало основных алгебраических конструкций, очень мало теории групп, колец и полей, нет тензорного исчисления, а понятие определителя вводится только как сумма по всем перестановкам, и тот факт, что определитель выглядит именно так и представляется единственным образом поскольку он полилинейная кососимметрическая функция строк и столбцов – замалчивается. В следствие этого, когда в курсе механики начинают изучаться диф формы(что тоже минус, это должно быть подробно рассмотрено в курсе анализа), люди не могут нормально освоить это понятие и вскоре забывают даже как подставить вектор в форму. Всё это приводит к ужасающей профнепригодности студентов, которые, прослушав курс алгебры, не могут нормально сами осваивать соответствующую литературу, не понимают дифференциальную геометрию и дифференциальные уравнения, поскольку не знают, что такое действие группы на множестве (а фазовый поток это действие действительных чисел), не говоря уже о фундаментальном понятии групп и алгебр Ли и их представлении.
Физика: Отвратительный предмет, использовать мат. Аппарат никто не умеет, зато интегралы и дифференциальные уравнения в каждой задаче. Преподаватели с физфака мехматян не любят и валят их, курс в жизни мне ни разу не пригодился, вместо него надо либо больше программирования либо больше алгебры
Матанализ: не смотря на то, что в целом матан преподается гораздо лучше многих дисциплин, в нём зачастую отсутствуют критически важные разделы, включающие в себя анализ на многообразиях и дифференциальные формы. По моему мнению, надо полностью убрать всякие «интересности» типа формулы Валлиса и прочего материала, который можно прочитать в архаичных книгах типа Фихтенгольца, а криволинейные интегралы первого и второго рода рассказать с точки зрения дифференциальных форм и общей формулы стокса, тем самым разгрузив программу и оставив место в дифференциальной геометрии для более важных вещей типа связностей и римановой геометрии. Также необходимо рассказывать про самые простые и необходимые результаты и понятия функционального анализа, такие как сепарабельность, базис Гамеля и базис Шаудера, а про открытые множества в R^n рассказывать не только на «эпсилон-дельта» языке, но и с точки зрения общей топологии. Когда я слушал курс матана, мне очень понравилась часть, где было преобразование лапласса и его применение к уравнениям математической физики, хотелось бы побольше такого.
Линейная алгебра: поскольку курс алгебры очень слабый, никто не рассказывает про то, что линейное пространство это модуль над кольцом, в следствие чего линал воспринимается как продолжение аналитической геометрии, а не как мощный аппарат, позволяющий большинство практических инженерных задач переложить на нормальный алгебраический язык. Для механиков можно и нужно включить раздел линала, связанный с численными методами, потому что без этого этот курс теряет почти весь свой потенциал
Программирование: мне очень повезло с преподавателем, его зовут Староверов Владимир Михайлович. Задачки были интересные, а зачёт был разумной сложности. Но в целом есть жирные общие минусы в курсе программирования: слишком много бесполезной теории связанной с архитектурой компьютера и при этом полтора алгоритма, пройти на собеседование в сколь-нибудь нормальную компанию после этого курса совершенно точно нельзя, люди не знают Git, не знают паттернов проектирования и отсутствует полностью культура кода, при этом местные компиляторы перегружены ужасающими флагами, которые(притом что уже вообще нигде не используются) не дают запустить даже хорошо отлаженный код без утечек памяти. Из-за отсутствия нормальных алгоритмических заданий студенты, которые не очень хорошо программировали в школе, не имеют алгоритмического мышления, поэтому весь курс улетает в трубу, в итоге к 4 курсу на численных методах люди просто учатся программировать заново или ищут знакомых ВМКшников, которые напишут им код за деньги.
Дифференциальные уравнения: ужасный курс, доказывать теорему пикара через эпсилон-дельта оценки в то время когда есть теорема о сжимающих отображениях это просто грех. Ну хоть один человек открыл бы учебник Арнольда – он бы понял, насколько плох курс дифуров на мехмате. Где диффеоморфизмы? Где теоремы о существовании переодических решений? Процентов 20 курса механики это теоремы об устойчивости, хотя буквально всё это теоремы из общего курса дифференциальных уравнений. Мало интересных задач, всё сводится к алгоритмическому решению, наверное, в надежде на то, что студенты тупые и им не интересно знать один из самых ключевых курсов в их жизни.
Уравнения мат. Физики: то же самое: куча бесполезной теории, пространства Соболева рассказываются совершенно обособленно, ничего содержательного в курсе нет, а после курса невозможно решить ни одну задачу из олимпиады по уравнениям матфизики.
Дифгем: хороший материал, подан ужасно, всё в координатном виде, даже там, где этого не надо делать. Доказательство теоремы Гаусса особенно разочаровывает, работать с дифгемом после этого курса невозможно, обобщения операторов с помощью звезды ходжа нет, геометрия пространства минковского объяснена плохо, да и вообще мало неевклидовых геометрий. Самое ужасное что никто не знает, что дифгем это не про кучу индексов а про связность в сечениях на многообразии. Но из-за отсутствия нормальной алгебры, даже понять, что такое локально-тривиальное расслоение по сути невозможно. В итоге концепция есть, но практической пользы никакой, человеку, которому нужен дифгем будет, придётся переучивать заново все то, чему его учили.
Функан: тут как попадётся. Мне попался единственный и неповторимый лектор Федоров. Ужасный курс, отсутствует полностью мотивация предмета, лекции представляют из себя переписывание теорем с листка на доску, никакого контакта с аудиторией, ответить на доп вопросы мне могли только другие преподаватели с кафедры ТФФА. На этот предмет я потратил около 150 часов(это нижняя оценка) и ничего не смог понять из его затеханных конспектов. В итоге функан я сдал на отлично лишь во втором семестре когда не посетил ни одну лекцию а читал книжку великолепного преподавателя Хелемского. Она включает в себя основные понятия теории категорий, которые кстати не включает в себя ни один мехматский курс, что на мой взгляд тоже моветон, поскольку теория категорий уже проникла во все предметы: дифгем, функан, алгебру и пр. В том числе на языке теории категорий излагается современная наука под названием машинное обучение (может поэтому ML так не любят на мехмате, потому что студентов категориям не учат, а профессора до сих пор думают что машинное обучение это пресловутые нейронные сети)
Действан: его нет, как отдельного курса, зато есть много предметов, которые выжирают время, в итоге получается полностью кастрированный рафинированный курс действана+функана, который никто не может запомнить и нормально применять
ОБЖ надо просто ставить людям на халяву, никто даже на эпсилон не помнит ничего из этого курса, мало того есть известный преподаватель по фамилии Порошин, который использует при обучении отвратительные манипулятивные техники. В целом очень сильно отвлекает от учебы, полностью бесполезная пара. Можно было сделать это интересным, но для этого надо чтобы с преподавателей ОБЖ спал их апломб
Теория вероятностей, статистика и случайные процессы: об этом даже стыдно говорить, нам читали курс для экономистов, меня всему научили два семинариста: Лыков и Козлов. Из-за отсутствия нормального действана никто не может нормально понять теорему Колмогорова о продолжении меры, никто не может нормально понять статистику, про байесовские подходы, которые сейчас везде используются, я просто молчу, ведь для того чтобы ими пользоваться, нужно ввести понятие марковского ядра, но условные распределения мы проходили в прямом смысле «на пальцах». Слупы порадовали механическими билетами, было интересно почитать статьи, на которые ссылался лектор, надо больше такого. Но опять же, не было стохастических дифференциальных уравнений: вещи которая нужна просто везде.
ОМСС и МСС: основная претензия это язык. Он устарел и должен был давно кануть в лету. Диады, триады и прочее – зачем это? Ответ прост: из-за курса алгебры, в котором толком алгебры и нет, не разбирается полилинейная алгебра, никто не понимает что такое тензорное произведение, в итоге весь МСС изучается «эмпирически», приходится улавливать закономерности вместо того чтобы понять фундаментальное предназначение операций, ВЕСЬ курс практически построен в евклидовой системе координат, а преподаватели относятся очень халатно к рангам тензоров которые они пишут, мало того, все упоминания про тензоры отсеиваются, это я узнал на личном опыте когда подошел с вопросом по математике к преподавателю, такое ощущение как будто это специально замалчивается, на всё один ответ: «ну это потому что можем свернуть с метрическим тензором» . на вопрос «почему метрический тензор единичный» конкретного ответа не следует, а жаль, ведь универсализм этого предмета и его спектр применения – колоссальный
Механика управляемых систем: к студентам относятся как к мусору, особенно со стороны Лемака. Абсолютно невнятные семинары, хамское отношение, даже если пытаешься что то понять это практически невозможно, а все практикумы с кафедрой приклада это отдельное унижение, о котором я не хочу даже говорить, но рассказал бы если бы была конфиденциальная линия фидбека, своеобразный комплаенс-отдел. Фильтр Калмана это просто метод наименьших квадратов для системы специального вида, задачи стабилизации это частные случаи задач, рассматриваемых в прекрасной книжке по оптимальному управлению Тихомирова. Когда понимаешь это, осознаешь, насколько урезанный материал в своей основе. По итогу этот предмет по сути некоторый аналог вариационного исчисления, но этого и близко не видно. Может быть, составители курса думают, что курс уже и так слишком сложный, но из-за того что он представляет из себя набор частностей, его сложность возрастает в разы, а тем временем игольчатые вариации, и теоремы выпуклого анализа студенты эконома знают даже лучше чем студенты мехмата, это надо просто взять и переделать(я уже молчу про книгу, которую невозможно читать из-за обилия опечаток и некорректных переходов, я лично вел свой счетчик, когда готовился к экзамену, приходилось доказывать всё самостоятельно, особенно когда это касалось вероятностной части)
Статистическая физика: семинариста термехов надо просто уволить, это я заявляю ответственно, сдал ему зачёт, потому что знал, в каких местах семинарист сам не понимает, что он рассказывает. Математику не знает абсолютно. То что квантовая механика это про гильбертовы пространства с мерой на физфаке наверное не слышали. Не рассказали про скобки бра и кет, это просто кошмар. У козлова есть прекрасный курс «термодинамическое равновесие по Пуанкаре» в которой он говорит что термодинамика это наука по сути про геометрию дифференциальных 2-форм. Ничего подобного у нас в курсе не было. Огромное количество выкладок в уме, которые невозможно восстановить самостоятельно, мутное использование обобщенных функций и мер, абсолютно разрозненный материал и бешенно сложная система сдачи с теорминимумом, где тебе надо просто зубрить формулы. Вкупе с некомпетентным семинаристом, который курс по квантовым вычислениям просто «слизал» с онлайн курса от СПБГУ на курсере, делает курс статистической и квантовой механики одним из самых сложных и бесполезных во всём курсе вообще. Спросите Хелемского, что он думает о квантмехе на мехмате, он вам расскажет.
- Система сдачи: она ужасна. В сравнению с НМУ, в который я не могу перестать ходить, чтобы просто отвести душу, не идёт ни в какое сравнение. За меня всё уже давно сказал Арнольд: математика это про решение задач. Их надо много и надо их отбирать тщательно, чтобы материал лекций был полностью покрыт ими. Этого не хватает на дифгеме и функане особенно, материал полностью оторван от лекций, решаю одно а учу другое – очень плохо.
- Итого: слишком много ненужных предметов, нужные предметы рассказываются некачественно и избыточно в ненужных местах с недостатком в нужных. Непонятный перекос в теорию притом, что всё делается в координатах, мне объективно кажется неразумным. Администрация душит жалобы в корне и не хочет прислушиваться к студентам. У меня есть ещё много чего добавить, но если кому то будет интересно, я могу продолжить конкретный список недостатков обучения в нашем прекрасном месте.
Спасибо за внимание!
Предлагается ввести на мехмате ряд нововведений, аналогичных успешно осуществленным ранее на экономическом факультете МГУ.
Продолжить оснащение больших аудиторий компьютерно-проекционным оборудованием. Пример экономического факультета показывает удачное сочетание стационарного компьютерно-проекционного оборудования с меловой или белой доской (для фломастеров).
Ввести электронное расписание, как cacs.econ.msu.ru
Ввести электронные опросы студентов о качестве работы преподавателей, с выставлением средних баллов и сбором текстовых отзывов. Эта информация потом доступна соответствующим преподавателям и руководству кафедр и факультета, из нее делаются выводы.
Ввести в учебный план и отчетность такую форму работы со студентами, как “контактные часы” (хотя бы по базовым предметам). Контактные часы проводятся дополнительно к обычным семинарам раз в две или четыре недели. На них преподаватель приходит в обязательном порядке, а студенты приходят по желанию, чтобы задать накопившиеся вопросы преподавателю, и преподаватель должен на них подробно ответить. Это же время преподаватель может использовать для дополнительного разбора тем и задач, вызвавших трудности. Контактные часы включаются в нагрузку преподавателя. Поскольку контактные часы способствуют более успешному освоению материала в течение семестра, при введении на мехмате они помогли бы сократить объем пересдач, принимающих в последние годы большие размеры.
Привлечь старшекурсников и аспирантов к ведению семинарских занятий по базовым предметам. Нагрузка должна как-то оплачиваться и засчитываться в педагогическую практику.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ниже я высказываю свое личное мнение, никого не хочу оскорбить или обидеть. Заранее прошу прощения у всех, кого что-то заденет. В тексте ниже могут быть орфографические, грамматические, пунктуационные и прочие ошибки, неизбежные в письменной речи. За них я также заранее прошу прощения. В основном, я буду говорить о родном отделении механики, но местам коснусь и математики. Не уверен, что мое мнение достаточно обоснованно и интересно другим мехматянам, но я и не утверждаю, что прав.
ПЕРЕВОДЫ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ. Необходимо позволить студентам-механикам переводиться на отделение математики, а студентам-математикам на отделение механики. Последние несколько лет ответственные за это люди утверждают, что такой процедуры не существует в природе.
МЕРА И ИНТЕГРАЛ. В 21 веке необходимо и на отделении механики, и на отделении математики читать теорию меры и интеграла Лебега в общем курсе математического анализа, как это успешно делают на факультетах ФОПФ и ФИВТ МФТИ, на новом факультете математики и компьютерных наук в СПбГУ, на матмехе СПбГУ, на факультете математики НИУ ВШЭ, да и почти во всём остальном мире (вот как это делают в Питере: youtube.com/playlist?list=PL-_cKNuVAYAXKd1VfOqFeL2p6UsiRMILz). В противном случае, эту тему усвоит около 5% студентов мехмата (это мое оценочное суждение, основанное на беседах с преподавателями кафедры ТФФА, принимавших экзамены у математиков и механиков в разные годы). Всего 12-15 лекций по действительному анализу не хватает студентам-математикам для того, чтобы массово понять такую трудную конструкцию (чего уж говорить о механиках, которым на это отводится 4-6 лекций в курсе функционального анализа). Разумеется, перед изучением интеграла Лебега нужно в 1-м или 2-м семестре рассказывать одномерный интеграл Римана (и несобственный интеграл), иначе не будет понятно, в чем же красота и польза достижения Лебега. На языке действительного анализа написано огромное количество современной математической литературы, связанной с анализом, которую невозможно читать, владея лишь таким слабым инструментом, как интеграл Римана. К такой литературе относятся учебники по функциональному анализу, уравнениям в частных производных, оптимальному управлению и всем вероятностным дисциплинам. В связи с этой проблемой имеются следующие (№3 и №11).
МЕХАНИКИ И ВЕРОЯТНОСТЬ. На отделении механики нужно перестать читать теорию вероятностей, как в инженерном ВУЗе. Механикам не доказывают половину теорем из курса вероятности, потому что у студентов нет для этого математического аппарата - теории меры и интеграла. Все лекторы по вероятности, работающие на отделении механики, понимают, что 4-6 лекций в курсе функционального анализа по теории меры абсолютно ничего не дают. Поэтому приходиться рассказывать вероятность без сигма-алгебр, сходимости по вероятности и всего остального, вводить мат. ожидание абсолютно непрерывной случайной величины по какой-то мистической формуле, происхождение которой механику невозможно объяснить. Это всё очень странно.
СТРАННЫЕ КАФЕДРЫ. Лично мне кажется, что некоторые кафедры отделения механики можно было бы отдать на физический факультет или факультет наук о материалах, или сделать для них отдельный инженерный поток на мехмате, потому что они полностью утратили связь с математикой и занимаются скорее инженерным делом, а не фундаментальными теоретическими исследованиями. Мне кажется, из-за этого на такие кафедры не хотят идти студенты. В инженерии нет ничего плохого, просто для этих целей существуют другие факультеты и даже ВУЗы. Аналогично, некоторые кафедры отделения математики можно отдать на ВМК МГУ.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ. Программирование на мехмате должно быть исключительно предметом во выбору, потому что преподают его отвратительно. В итоге умеют программировать на мехмате только те студенты, кто делал это еще в школе или научился сам дома по книжкам или на курсах, не имеющих никакого отношения к факультету. Следовательно, численные методы тоже должны быть предметом по выбору для тех, кому этот курс нужен для научной работы. Очень многим студентам эти две дисциплины совершенны не нужны, не нравятся и отнимают время, которое можно и нужно с пользой потратить на занятия наукой с научным руководителем. Да и вообще многие основные курсы нужно сделать курсами по выбору студента. На вскидку на отделении механики таковыми могли бы являться следующие: программирование, численные методы, история, философия, русский язык и культура речи, общая физика, физико-механический практикум, дискретная математика, механика управляемых систем, основы квантовой механики и статистической физики.
САМЫЙ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ. Бред про 4 года физкультуры на мехмате достал уже всех. Физкультуры не должно быть ни 2 года, ни год, ни полгода. Ее не должно быть вообще. Спортсмены и просто желающие пусть ходят в центральные секции, спортзалы и бассейны, как и раньше. А остальным студентам этого счастья не надо.
ОХ УЖ ЭТА ФИЗИКА. На отделении механики курс общей физики, читаемый первокурсникам, нужно утилизировать - это пустая трата времени. Человек, не знающий, что такое производная, не может в 1-м семестре решать дифференциальные уравнения, описывающие движение материальной точки, а во 2-м семестре не может понять, что за символы участвуют в уравнениях Максвелла, потому что он еще не в курсе, что такое частная производная и теорема Гаусса-Остроградского. В итоге, первокурсники просто наблюдают за паясничающим у доски физиком. Это же полный бред!
НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАЧЕТЫ. Всех достала несправедливость в получении зачета. У кого-то в группе семинарист “халявный”, а у кого-то просто “зверюга”. Эта проблема решается поточным письменным зачетом. На моем потоке читал математический анализ С. В. Шапошников, и в конце каждого семестра нас ждал поточный зачет. Если не учитывать списывающих студентов, это была идеально справедливая система, равнодушная к тому, кто был семинаристом. Проверялись только наши технические навыки и оценивались они по заранее всем известным критериям. Так должно быть по всем дисциплинам.
УРАВНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ. Надо бы уже разобраться с программой курса по уравнениям математической физики на отделении механики. У разных лекторов настолько отличаются программы, что кажется, будто это вообще разные предметы. Надо это как-то поправить. Да и экзамен все таки должен быть письменным, как по ОДУ, потому что устный экзамен в отсутствии зачета заканчивается тем, что студенты вообще не умеют решать задачи по УМФ. Уровень сложности письменного экзамена по УМФ должен быть не ниже уровня письменного экзамена по ОДУ на потоке И. Н. Сергеева. Эта проблема касается проблем №11 и №15 ниже.
О ПРЕПОДАВАНИИ МЕХАНИКИ. Курс механики сплошной среды надо обновить, навести больше приятного математического формализма. Он жутко отстает по терминологии и обозначениям от обслуживающего его курса дифференциальной геометрии: когда на лекциях по МСС на “физическом” уровне строгости рассказывают про криволинейные координаты, на семинарах по дифгему вычисляются когомологии де Рама двумерного тора (некоторые семинаристы для этого рассказывали последовательности Майера-Вьеториса). К тому же, существуют преподаватели данной дисциплины, которые знают урматы и тензорный анализ хуже самого среднего студента, что вызывает совсем скверные чувства. Курс МСС неприятен своей старомодностью, а ведь это очень красивая и важная наука. Лично мне кажется, что самые интересные задачи в механике - это именно задачи механики сплошной среды. Не знаю, как исправить сложившуюся ситуацию, я не специалист, но вот курс теоретической механики как-то обновили, и сейчас он просто прекрасен (достаточно одного взгляда на лекции Е. И. Кугушева или О. Э. Зубелевича). Не знаю, то ли дело в курсе лекций В. И. Арнольда 68-го года, то ли преподаватели теоретической механики лучше остальных механиков знают математику. А возможно просто нужен молодой и талантливый лектор по МСС. В общем, мне кажется, есть такая проблема.
ОБОБЩЕННЫЕ ФУНКЦИИ. У механиков должен быть либо отдельный курс по обобщенным функциям, либо в курсе функционального анализа нужно добавить 4-6 дополнительных лекций на эту тему вместо 4-6 бесполезных лекций про интеграл Лебега (см. проблему №2 выше). Просто 2-3 лекции с болтовней про счетно-нормированные пространства никому не помогут. Студентам нужен этот аппарат, чтобы решать реальные физические проблемы, а для этого нужно делать много вычислительных задач. Тут мы возвращаемся к проблеме №9: надо уже решить, читаются обобщенные функции на урматах или функане.
ВЫСШАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ТОПОЛОГИЯ. Аналитическую геометрию и линейную алгебру на 1-м курсе на всех потоках должна читать только кафедра высшей геометрии и топологии. Заодно закончится нытье студентов про “халяву” на других кафедрах. ВГТшники одни на всем мехмате знают, как научить студентов читать, писать и считать. Когда они вели у нас занятия на 1-м курсе, мне было тяжело, но интересно, и так должно быть на мехмате. Они большие молодцы, спасибо им. Это отличный пример того, как должны работать преподаватели.
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Кому-то практикум показался полезным и интересным, помог развить физическую интуицию. Кто-то считает, что это была бесполезная трата утренних часов сна. Но вот отравленное мясо для крыс, разбросанное по всему НИИ, не пришлось по душе никому. Антисанитария и обвалившаяся штукатурка не способны привить студентам любовь к практикуму.
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СТУДЕНТОВ. Большинству студентов уже к концу 2-го курса становится очевидно, что математика и механика им совершенно не интересны (к слову, я не из их числа). Этим людям не надо умирать от скуки следующие 4 года и жалеть, что они не пошли на физфак или физтех, где давно уже есть бакалавриат. Они перестают ходить в универ. Жить на повышенную стипендию в 3000 рублей совсем не просто, а без стипендии - точно так же. В итоге, кто-то из таких студентов активно учится программировать, чтобы потом поступить в ШАД и выкладываться по полной именно там, а не на мехмате. Кто-то с ужасом думает, что до поступления в магистратуру РЭШ осталось еще 4 долгих и противных года. Некоторые уже работают и продвигаются по карьерной лестнице. Кто-то набирает себе учеников из числа школьников и занимается репетиторством. А оставшиеся единицы самозабвенно занимаются наукой с научным руководителем и планируют поступить в аспирантуру или уехать на PhD. И всё это на одном и том же факультете. Ну нельзя отнимать у молодых людей лучшие годы жизни каким-то дурацким указом про “специалитет 6 лет”. Эта проблема должна быть решена раз и навсегда: нужно разделить 6 лет на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Невероятно, но в контексте образования 4+2 > 6. Из этой проблемы возникает следующая (№15).
СПИСЫВАНИЕ. Не имея возможности закончить за 4 года бакалавриат и сменить специальность или пойти работать на полный день, студенты принимают отчаянные меры по своему спасению от вооруженных сил: начинают всё списывать, лишь бы дожить до диплома. Это происходит в промышленных масштабах, студенты списывают на всех зачетах и всех экзаменах всеми известными способами. Атмосфера совершенно не рабочая. Масло в огонь подливают и некоторые преподаватели, демонстрирующие свои пробелы в знаниях за 1-й семестр. Насколько мне известно, во многих иностранных ВУЗах эта проблема была решена введением сложных письменных экзаменов по всем предметам. На мехмате письменные экзамены регулярно проводятся кафедрами дифференциальных уравнений и динамических систем. Иногда количество студентов, не сдавших письменный экзамен по ОДУ или УрЧП на основной попытке составляет более 50%. Судите сами, стоит ли проводить и дальше устные экзамены и раздавать всем “троечки” за списанный билет. Эту проблему также можно было бы решить, разрешив ВГТшникам принимать зачеты и экзамены по всем предметам. Последнее, конечно, шутка, но коллективу кафедры ВГТ давно пора издать для своих коллег методичку “Как принимать устный экзамен”.
Почему механикам не читают интеграл Лебега в курсе матанализа? Он нам нужен. На Физтехе уже давно так делают, смотрите сами: rkarasev.ru/common/upload/an_explanations.pdf
Считаю необходимым адекватно переработать программу курсов, сделать ее более гибкой. На данный момент объективно большинство выпускников в лучшем случае хорошо помнит программу первых 2, максимум трех курсов.
По этой причине, во-первых, предлагаю устраивать ревизию всей математической картинки в конце каждого семестра. Чтобы у студентов структурировалась та математика, которую они только что освоили. Такую же вводную лекцию хорошо бы проводить и в начале семестра.
Исконно, курс на мехмате строится вокруг анализа. Сначала математический анализ, потом действительный, потом комплексный и функциональный, потом вариационный анализ. И это не плохо. Но к этому списку логично было бы добавить анализ на многообразиях, геометрический анализ (PDE’s on manifolds), матричный анализ (частично убрав туда линейую алгебру).
Вот вещи, их, мне кажется, стоило бы исправить, сделать:
- Отношение учебной части к студентам как ко второму сорту. Особенно, если у тебя долги или пересдачи. В нормальных ВУЗах (например РЭШ, любой западный), есть огромный учебный отдел, который берет на себя нагрузку по организации, тем самым снимая ее с профессоров. В том числе этот же отдел занимается и организацией конференций. Таким образом, студенты и преподаватели могут заниматься только учебой и исследованиями, что хорошо. Потому что сейчас много ресурсов и времени уходит на бюрократию, что плохо. Также было бы здорово, если бы человек, которого отчисляют за долги смог бы платно взять курс повторно. Мне кажется, что многим это пошло бы на пользу.
- Система выставления оценок. Каждый преподаватель допускает свой произвол. Если попал к простому, у тебя гарантированно будет высокий бал. К жесткому - скорее всего неуд или три бала. А при этом оценки влияют на стипендии, общаги и прочие плюшки. Предлагается сделать одно из двух - либо максимально объективную оценку всем по одному лекалу (что почти невозможно, потому что устоявшаяся система поощряет самодурство и произвол), либо отвязку бала от социальных бонусов. Для тех, кому важен средний бал для аспирантуры есть система досдачи прошлых курсов, и оа прекрасна. Вот это точно нужно оставить, потому что часто мозги вырастают только после 5 курса.
- Система ЕНС и спецкурсов. Объективно сейчас в ней полный бардак. Большая часть курсов это просто непопулярные спецкурсы, которые взяли и переименовали под что-то естественно-научное. Причем преподавателям зачастую просто лень менять их программу. В результате, студенты хотят вроде набрать полезного, но не получается. Приходится искать халяву и все толпами идут к Гашкову в конце семестра. Чтобы такого избежать, предлагаю более строго отбирать темы и курсы. И четко делить объем нагрузки в ЕНС на части. Математика не более 50%, остальные 50%+ - мат модели, эвристики, эксперименты, что угодно, но не математика. Это будет намного полезнее, честнее и интереснее. Также предлагаю иметь 3-4 ЕНС, которые можно сдать в любой семестр заочно - прослушав видео на стороннем ресурсе, написав реферат и/или решив список задач. По-хорошему, что-то такое же нужно сделать со спецкурсами, причем хорошо объединять кафедры по направлениям, чтобы было больше выбора. А также мне кажется разумным, что после публикации полного списка научник имеет право к списку спецкурсов от кафедры добавить те с других кафедр, которые считает полезными для студента. Вообще, кажется логичным, что по бумажке от научного руководителя студент может зачесть себе любой курс с мехмата или даже дружественных организаций (МИАН, НМУ), если руководитель в начале семестра даст указание на прохождение таких курсов. Мне, например, хоть я был на ВГТ, нужны были курсы по псевдо дифференциальным операторам, и было как-то невесело, когда приходилось слушать вместо этого курс, который очень далек от моей работы, но который мне подходит по времени из маленького списка курсов на кафедре. Кратко - убрать бюрократию по максимуму из выбора учебной нагрузки. Сделать список дополнительных курсов максимально гибким. А управлять произволом будет каждый конкретный научник, ведь именно он отвечает за работу своих студентов (имеется ввиду спецкурсу не по выбору студента). Также было бы круто сделать большой электронный календарь по всем доп. курсам, ЕНС и спецкурсам, причем сразу на весь МГУ, потому что явно математики могут сходить послушать что-то у физиков, биоинженеры могут, наоборот, прийти к нам. И чтобы можно было выкачать себе версию календаря с нужными конкретному студенту или преподавателю курсами.
- Убрать максимально blaming за то, что студенты начинают работать во время учебы. Извините, но чтобы обеспечить около научной или связанной с учебой работой всех старшекурсников, потребуются огромные деньги. Таких денег очевидно, что нет. Стипендии у нас крохотные и смешные. Так что это нормально, что кто-то начинает работать. Это не значит, что под таких людей нужно равняться или подстраиваться, нет. Но обвинять их или требовать их прекратить работать тоже не кажется честным. Многие вынуждены работать по разным семейным и личным обстоятельствам. Было бы здорово, если бы можно было брать практические заказы со стороны российской и зарубежной промышленности, и в ходе работы с научным руководителем или лабораторией можно было бы решая прикладную задачу, получать за это деньги. В рамках грантов, контрактов и прочего. Но, чтобы реализовать такое, нужно быть более открытыми в плане взаимодействия с другими организациями, бизнесом, государством и промышленностью. Причем, как мне кажется, если студент в состоянии найти сколь угодно далекую задачу от математики, где он может применить мат. методы, ему стоит давать эту возможность зачесть как работу по курсам.
- Сейчас практические никто из студентов не разбирается в том, как подать заявку в летнюю школу зарубежом или семестр поучиться по обмену. Мне кажется, что было бы круто сделать центр компетенции по этому вопросу. Привлечь к нему выпускников, которые уехали из России.
- Явно не хватает информации по семинарам на мехмате. Точнее ее много, но она не структурирована. Было бы круто сделать электронный календарь со всеми семинарами, с описаниями, отзывами студентов и прочими ништяками. Я за разработку специальной социальной учебной сети (на мехмате это актуально из-за объемов). Также можно сделать электронный каталог научных руководителей, где можно искать по тегам.
- Посещаемость. Вообще не нужно ее никак проверять. Пропустил - пропустил. Требования к тебе такие же как ко всем. Желательно, чтобы лекции записывались на видео, а записки к лекциям собирались бы студентами, которые пишут лекции. Причем сразу в Latex. И чтобы так можно было заработать небольшой балл. Хватит уже советских лекал, мы живем в 21 веке, пора пользоваться современными средствами передачи информации. И это нормально, если лектор зануда и к нему никто не ходит. Многих лекторов вообще я бы не допускал к образовательному процессу, они только портят картину, а знаний не дают. Пусть занимаются персонально со студентами, если не умеют комуницировать с целой аудиторией.
- Обязательно сделать рейтинг преподавателей. И не допускать к лекциям и семинарам тех, кто проявил себя неадекватным. Пусть преподают только те, кто может это делать качественно и хорошо.
- Дать возможность менять научного руководителя чаще, но не чаще 1 раза в год. Так, чтобы максимально упростить процедуру. Также кажется разумным некоторым студентам брать нескольких руководителей. Но так, чтобы нагрузка по коммуникации ложилась целиком на студента. Можешь сформулировать задачу, по которой нужны консультации нескольких специалистов - давай, берись. Не можешь - выбирай одного. Но так, чтобы консультации у преподавателей были только в приемные часы и входили в педагогическую нагрузку.
- Д.В. Гальцов отличный преподаватель, но ему приходится впихивать 4 года физики в один. И это сказывается на качестве. Растяните физику, пожалуйста. Пусть мехматяне проходят физику сразу после того, как освоили нужный матапарат. Пусть это будут семинары или лекции раз в две недели, но пусть будут. Физика очень важный предмет. Я даже предлагаю в конце ее сделать разбитой на направления. ОДУ фокусируются на уравнениях, Геометры на калибровочных теориях поля, Янгах Миллсах, алгебраисты на теории прдеставлений в матфизике, функанщики углубляются в квантовую теорию и операторный подход, и так далее.
- ОМСС это тоже ужасный курс для математиков. Вместо того, чтобы использовать современный матаппарат, люди переписывают это на языке времен Коши. Пожалуйста не надо так. И не надо оправдывать это тем, что студенты тупые. Вам же это не мешает им читать Дифгем, Функан, Слупы и прочий продвинутый хардкор. Студенты справятся. Сейчас есть много хороших учебников, которые используют дифференциальную геометрию как язык для ОМСС, и это хорошо. Есть подходы через функциональный и комплексный анализ, есть через Теорвер. Тут тоже можно разбить на направления. Дальше - курс русского это зачем вообще? Пусть это будут элементы лингвистики или хотя языковые правила для написания научных статей. Право - тоже, оно полезно, но пусть там будет что-то про контракты, патенты и прочее, более технарского толка. Но не надо его убирать, это очень полезный курс, на самом деле. В экономику хорошо бы добавить больше математики. Потому что то, что есть - это так, по верхам по кочкам. Ни знаний, ни общей картины. Вычислительные методы оставьте, и еще можно добавить вычметоды для каждой кафедры. В современном мире это один из ключевых предметов, благодаря которым выпускники мехмата могут надрать задницу абстрактным алгебраистам с матфака ВШЭ. БЖД - в целом адекватный предмет, но давайте Порошин будет читать его не у мехмата, а? Хочется, чтобы в бжд давали что-то такое, что нужно будущим руководителям. Например включали бы реальный инструктаж по безопасности для высшего руководства компаний, институтов и т.п. Все равно среди выпускников много тех, кто потом поднимется. Английский - пожалуйста, сделайте его качественнее и больше. Так, чтобы был какой-то минимум, а потом для тех, кто хочет работать больше возможностей, а тех, кто не хочет - вообще его не было. Круто было бы дать возможность получать сертификат о техническом переводе большему числу студентов, и даже выпускников, хотя бы платно. Очень бы круто было давать возможность официально учить китайский, немецкий, французский, испанский. И еще помощь по подготовке GRE, GMAT, IELTS и прочих сертификатов.
Арсений Райко, выпускник ВГТ 2019 г., учился в НМУ (18 сданных курсов), студент MAE РЭШ, аспирант Computer Science Skoltech CDISE, математик на контракте в компании Huawei, организатор студенческого семинара по геометрическому анализу совместного с РАСН (vk.com/geometric_analysis), популяризатор науки (в том числе научпоп паблик vk.com/dark_geometry).
Нужно ввести контроль за качеством преподавания, проводить беседы и курсы для преподавателей, т.к. некоторые лекции читаются ужасно (и некоторые семинары тоже). Можно сделать анонимное голосавние. Также необходимо вернуть годовой курс диффгема на третий курс или сделать ЕДИНУЮ программу для двух потоков. Ибо после распределения по кафедрам студенты сталкиваются с несостыковкой материала, что крайне затрудняет обучение. Очень грустно, когда на мехмате от слов «тензоры», «ковариантная производная», «алгебра Ли» воротят носы.
Обязательные курсы
- Заменить математическую логику теорией категорий
- Убрать теорию дискретных функций
- Добавить курс коммутативной алгебры
- Курсы дифференциальных уравнений (ОДУ и УРЧП) должны быть более геометричными (это относится только к кафедре дифференциальных уравнений)
- Курсы дифференциальной геометрии перевести на более инвариантный язык
- Объединить курсы «Наглядная геометрия и топология» и «Введение в топологию»
- Использовать свободное программное обеспечение на практикуме по компьютерной геометрии (например, SAGE, Asymptote) вместо Wolfram Mathematica
- Добавить эргодическую теорию в курс случайных процессов
Инфраструктура
- Создать для каждого студента университетский почтовый ящик, на который бы приходила важная информация. В частности, упразднить старост в группах
- Заменить студенческие, читательские билеты и пропуска в общежития универсальной электронной картой студента
- Заменить доски, в частности, в лекционных аудиториях поставить удобные вертикально перемещающиеся доски (как в MIT, например)
- Убрать (или заменить) старые стенды на стенах
- Заменить освещение на более яркое на этажах
- Заменить старые окна
Мех-мат – мощнейший факультет, и хороших людей на нем предостаточно (начальные условия заданы хорошие!).
Наша культура сильна, и необходимо уважение ко всем участникам: и к студентам, и к преподавателям, и к администрации.
Чтобы нашим людям жилось хорошо, требуется привести гигиенические факторы труда в норму: зарплаты, в первую очередь, во вторую – процедуры и оснащение.
Вместе с тем, смысл нашего существования – двигать вперёд науку и поддерживать в душах людей любовь к математике (и механике!), быть неисчерпаемым ресурсом интеллекта, находить лучших и ““извлекать серебро из рудника””, производя таланты в самостоятельные достойные личности (не всегда действующие в научной среде, но несущие нашу культуру в мир).
Для этого необходимо, чтобы учащиеся и сотрудники могли работать над самыми центральными задачами нашего времени, были осведомлены и сосредоточены на нуждах современной науки, имели возможность приобщаться к деятельности лидеров научной мысли и становиться ими (безусловно, это в ряде областей уже (и всё ещё) так на факультете, но не везде).
Таким образом, учебные программы и представление их следует пересмотреть, направив всю деятельность на современные проблемы и темы (в нынешней ситуации зачастую у студентов ощущение, что они изучают предметы столетней давности, вечное, что при своей красоте и ценности, не ведёт к чему-либо новому и полезному сейчас). Делать это, не умаляя значимости преподавания исторического контекста, а напротив, преподнося его, как и подобает, в виде замечательной иллюстрации того, как живёт и развивается научная мысль и метод.
Осуществив такие преобразования, позволим факультету начать новую страницу своей истории, жить самостоятельно, сочетая основы и стремление в будущее!
Итак:
1) повысить оплату труда ученых-преподавателей до наибольшего возможного уровня и ввести прозрачную финансовую отчетность о всех расходах факультета;
2) пересмотреть программы обучения, привести их в соответствие с последними нуждами науки, чтобы люди были вдохновлены и могли работать над важнейшими направлениями;
3) «убрать бумажки в онлайн» – ввести электронные системы учёта, планирования, документооборота, управления расписаниями, занятия комнат и т.д. в соответствии с нуждами студентов и сотрудников.
Да здравствует новый мехмат! Хорошо забытый старый мехмат, но с зарплатами и современными взглядами!)
P.S. Непосредственные элементы изменений: какое именно оснащение менять, какие именно составлять учебные программы, – определить путем открытого выдвижения предложений и затем голосования сотрудников, студентов, представителей ведущих научных школ, университетов и индустрии.
P.P.S. Административная структура факультета заслуживает отдельного внимания и нуждается в изменениях. Каких – виднее тем, кто вынужден действовать в ней на регулярной основе. К мнению этих людей прислушаться и составить с их помощью отдельный план преобразований, согласованных с изменениями в оплате труда и оснащении.
P.P.P.S. Выбрать декана, готового и способного провести описанные преобразования :) Его задача – выслушать мнения, организовать голосования, утвердить решения и претворить их в жизнь. Необходим опыт в разных областях научной деятельности и уважение к научному труду, понимание, как такой труд устроен. Вместе с тем, необходима способность возглавлять организацию людей. Стремление помогать своим подопечным.
Про изменение учебных планов добавлю: физика на первом курсе, до изучения интегрального исчисления - это чистой воды сюр. Просто театр абсурда, где преподаватели принимают от студентов непонятно что. А людей, которые честно пытаются разобраться, но не могут по понятным причинам - отправляют на пересдачи.
Очень важный момент - сбор обратной связи по курсам. Мнения студентов надо слушать и учитывать при преподавании.
Дисклэмйер: приношу извинения за различного рода орфографические, синтаксические, пунктуационные ошибки, возможно стиль.
Вдохновившись активным участие многих коллег в обсуждении возможных предложений по изменению мехмата, решил внести свою небольшую лепту в дискуссию. Меня интересует чуть более узкая тема, а именно, общежитие, которое предоставляется студентам нашего факультета. Если про положение дел в ГЗ все так или иначе слышали/испытывали на собственном опыте (устаревший жилой фонд и всё отсюда вытекающее), то проблемы жителей ДСЛ, по моим замечаниям, практически не слышны в открытом обсуждении. Верно будет также заметить, что данная проблема имеет значение не только для студентов мехмата, но касается всех жителей ДСЛ.
Речь пойдет об институте “проверок”, который сложился за четыре года существования общежития. Для тех, кто не знает, что это такое, я поясню, опуская несущественные детали, в чем он состоит: на каждый этаж назначается “староста этажа”, в обязанности которого, помимо прочего, входят еженедельные проверки состояния комнат, находящихся на этаже, после проверки жителям комнаты выставляются оценки чистоты помещения. В последствии эти оценки влияют на то, какого качества комнату вы получите в ГЗ. Казалось бы, на первый взгляд удобная система, что может пойти не так? Попытаемся разобраться.
Во-первых, требования по уборке сильно различаются от блока к блоку. Например: если в блоке “Б” комендант требует перед проверкой вымыть лишь сантехнику и кухню, то в блоке “А” проблемы могут возникнуть если вам не повезёт не заправить кровать или оставить посуду раковине. Таким образом, мы видим, что один и тот же студент за одну и ту же комнату может получить разные оценки в зависимости от блока в котором он живет, что очевидным образом является проявление несправедливости.
Во-вторых, не существует никаких формальных критериев выставления оценок. Буквально. Когда староста заходит в вашу комнату, перед ним нет никаких формальных признаков, по которым можно определить оценку, которую следует выставить. По большому счету, такие оценки хорошо замеряют настроение проверяющего, но не чистоту комнат. Стоит ли говорить, что такая система создает плодородную почву для коррупции - ваши оценки во многом зависят от хороших отношений со старостой. Все попытки указать на эти недостатки представителям администрации обычно вызывали только ироничные комментарии в мою сторону.
Но по большому счету, это лишь мелкие замечания, по сравнению с возражением которое я могу предложить. В-третьих, система проверок - это нарушение универсального человеческого права на приватность. Процитирую Всеобщую декларацию прав человека: “Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.” С другой стороны, посмотрим, что написано в стандартном договоре найма жилого помещения, который МГУ заключает со студентами:” Наниматель обязан … допускать в жилое помещение в любое время представителя Наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ;” То есть, согласно этому договором “Наймодатель” может беспрепятственно проинспектировать, скажем, тумбочку с вашими личными вещами. На практике же проверки часто могу проходить и без присутствия жильцов, что без сомнения является проявлением нарушения права на приватность.
Вместо существующей системы я предлагаю установить порядок, при котором представители администрации имеют право требовать доступ к жилому помещению только в экстренном случае, а инспекция жилого помещения осуществляется до заселения и непосредственно перед выселением студента, по итогу которой студен возмещает университету сумму ущерба причинённого имуществу университета. Распределение же студентов при переселении в ГЗ стоит осуществлять в соответствии с их академической успеваемостью. Эта система предупреждает все основные контрвозражения которые могут возникнуть из тех, что мне известны и при этом позволяет сэкономить время и ресурсы как администрации, так и студентов и самое важное, защитить приватность жителей общежития.
Дальнейшая дискуссия приветствуется.
Говорят давным-давно был на мех-мате индивидуальный учебный план, Говорят давным-давно мех-мат можно было закончить за два года. Говорят давным давно на мех-мате преобладали студенты, которым в первую очередь было интересно заниматься математикой.
Теперь на мех-мате нельзя: Оформить индивидуальный учебный план и сосредоточиться на науке; Получать высокую степендию если ты не занимаешься спортом и не профанируешь в студенческом совете; Изучать необходимые для современной математики дисциплины (коммутач etc.).
Теперь на мех-мате нежелательно: Сдавать дополнительные специальные курсы (потому что они “мешают учебной части вести отчётность” (true story)); Интересоваться наукой, потому что тебе будут смеятся в лицо твои однокурсники с эконом потока; Пытаться что-то изменить потому что сиди тихо и “вы вообще хотите получить наш диплом.”
Итого: мех-мат не предоставляет образования по специальности фундаментальная математика, только по специальности история фундаментальной математики 30-х годов 20-го века.
Бытовые вопросы:
- Сайт факультета крайне убог и неудобен. Текущее расписание должно быть напечатано на соответствующей странице сайта, а не лежать в виде excel-файла где-то в новостях. Электронную почту любого преподавателя должно быть легко найти в пару кликов при поиске по фамилии, а не спрашивать у старосты/искать на сайтах организаций, который, в отличие от нас, шагнули в ХХI век и имеют нормальные интернет-странички.
- Мужской туалет на 4-м этаже во 2-м корпусе. Что это вообще такое?! Почему ВМК этажем выше может поддерживать свои туалеты в адекватном состоянии, а мы нет?
- Почему компьютерные классы в ГЗ закрываются в 6, а в корпусе ВМК вообще не открываются вне занятий? Люди, озабоченные некой абстрактной безопасностью, в курсе, что на большинстве домашних компьютеров стоит Винда, а не Линукс, и уж точно нет компилятора Богачева?
- На факультете нет зала для самостоятельных занятий, с диванчинками, столиками и доской, как на матфаке ВШЭ/ космофаке МГУ. Приходится заниматься в аудиториях, из которых периодически выгоняют те, у кого здесь спецкурс/семинар.
- Не хватает автомата с питьевой водой.
- В ГЗ старые парты без ноомальной спинки, это очень не удобно.
- Ящики в коридорах на 13-ом этаже, их кто-нибудь собирается убрать? Также на этом этаже необходимо улучшить освещение.
Учебный процесс:
- Утвердить единую программу экзамена и единый критерий получения зачета по каждому предмету, независимо от лектора/семинариста. Поручить коллективу каждой кафедры написать пособие, полностью покрывающее программу читаемых ими предметов, но не содержащее ничего лишнего. Отстранить семинариста от проведения зачета в его собственной группе, приглашать для этого других 2-3 человек с кафедры. Экзамены принимать в составе комиссии из 3-х человек.
- Ввести еженедельный контроль за учебой студентов. Весь материал должен быть разобран в течение семестра, а в сессию лишь структурирован.
Полагаю, что большинство в коллективе факультета поддержит большую часть предложений опубликованной программы.
Вместе с тем, очевидно, что многие из этих предложений требуют финансирования. Поэтому считаю правильными:
- опубликовать тот принцип, по которому сегодня происходит финансирование факультета в целом, каждого из его подразделений, оплата труда каждого работника и прочих расходов факультета, его подразделений и т.д.
- включать в обсуждаемую программу те изменения, которые предлагаются для 1.
- указывать для предложений, очевидно требующих финансирования, его источники.
Зав. кафедрой математической логики и теории алгоритмов, академик А. Л. Семенов
Честно говоря, прошедшая “выборная” кампания произвела удручающее впечатление.
Прежде всего, на официальном уровне кампания шла в условиях информационной закрытости. Напомню, что сначала возник и циркулировал слух о том, что есть приказ о выборах декана, и лишь позднее на Ученом Совете было объявлено, что это действительно так. Однако сам приказ так и не был разослан на кафедры, не был доведен до сведения рядовых сотрудников в явном виде (в отличие от многих других, объективно менее интересных приказов, которые регулярно доводятся). На официальных стендах и сайте факультета никаких объявлений о происходящей кампании, о выдвинутых кандидатурах, информации о кандидатах, не было. Программы были представлены только в последний момент, при выступлении кандидатов. Сами выступления проходили на меловой доске, в то время как можно было бы принести оборудование и выступить с красивыми презентациями. Запись выступлений делалась не официально, а студентами подпольно. То, что все перечисленное, по-видимому, кажется на мехмате нормальным, удручает само по себе. Люди не понимают, что на дворе XXI век и можно жить как-то по-другому.
По поводу выступлений и программ.
С П.А.Бородиным, как в части критики, так и в части предложений во многом согласен. Вызывают однако тревогу его сексистские заявления, когда в качестве примера упадка факультета приводится увеличение доли приема девочек с 25% до 50% в последние годы. Тем более, что как выяснилось, это неправда (на самом деле около 30%). Следует отметить, что на мехмате работают пожилые уважаемые женщины-профессора, известные ученые и замечательные преподаватели, и по воспоминаниям, во времена их поступления девочек на мехмат тоже поступало примерно 50%. Предлагаемая далее выработка основных программ со списками обязательных теорем и составление графа зависимостей этих списков по всем дисциплинам выглядит очень большой и довольно утопической работой, а кроме того, входит в противоречие с академическими свободами преподавателей, прописанными в Федеральном законе об образовании.
Программа А.И.Шафаревича производит не очень хорошее впечатление. Много общих и красивых слов, за которыми теряется конкретика. Общий посыл - у нас в общем и так все хорошо, но можно сделать еще лучше, только надо всем постараться, приложить усилия. Причем основная ответственность за приложение этих усилий по улучшению ситуации возлагается на кафедры и рядовых сотрудников, а не на деканат. Кафедры должны заниматься модернизацией курсов, проявлять инициативу по приглашению лекторов со стороны, преподаватели должны поддерживать интерес студентов к олимпиадам, стимулировать их участие в конкурсах и грантах, преподаватели должны заниматься популяризацией, кафедры должны находить возможности платить совместителям по грантам и т.д. Поддержка же введения новых обязательных курсов на 6-ом году обучения свидетельствует о явном отрыве от действительности. Все это приводит к выводу, что в период правления будущего декана все будет примерно как сейчас, на уровне факультета ничего к лучшему не изменится, только с кафедр и сотрудников будут требовать больше всяких “инициатив” и лишней работы.
Уважаемые коллеги. Основной причиной вырождения мехмата последних лет являются новые учебные планы, введенные в 2011 г.
По ссылке (mat.univie.ac.at/~neretin/mehmat/mehmat.html) у меня проведено исследование обязательной учебной нагрузки на студентов, которая в настоящее время невозвоможно высока.
Если до какого-то момента существовал, хоть и не был идеальным, баланс математического содержания и обязательных “часов”, то в 2011 году он заменился на баланс кафедральных интересов и личных амбиций.
Ю.А.Неретин
проф. кафедры ТФФА, совместитель, основные места работы: Fakultat fur Mathematik, Universitat Wien; Институт теоретической и экспериментальной физики, Москва.
От редакции. Выдержка с ссылки Юрия Александровича (mat.univie.ac.at/~neretin/mehmat/kursy.html):
Характер основных изменений в учебных планах мехмата МГУ в 2011г.
У меня нет на руках учебных планов 2010г., поэтому данный коментарий пишу по наблюдениям над студенческим расписанием.
0
. Начало было относительно тихим, в 2009г. по инициативе академика Фоменко (зав. кафедры дифф.геометриии, зав. отделения математики мехмата) был введен обязательный практикум по компьютерной геометрии на 2-3 курсе. Если я правильно понимаю, по одному часу в четвертом и пятом семестре. В таких случаях должны действовать законы сохранения нагрузки на студентов, и соответствующее количество часов следовало бы снять с аналитической геометрии или с дифференциальной геометрии. Насколько я понимаю, этого сделано не было. Впрочем, это была присказка, практикум был безобиден, в отличие от вороха обязательных курсов, которые ввели через два года.Главные события произошли в 2011г.
1
. В первом семестре был добавлен курс теории чисел (читает кафедра теории чисел).
2
. Во втором семестре был добавлены
- курс наглядной геометрии (читает кафедра Фоменко).
- дискретных функций (читает кафедра дискретной математики).
3
. В третьем семестре был добавлен курс элементарной топологии, который делят между собой кафедра высшей геометрии (Новикова) и кафедра общей топологии.
4
. Была проведена трансформация теоретико-вероятностых курсов. Раньше читался нормальный двухсеместровый (4-5) курс тервера и (халявный) курс случайных процессов (оставался ли он таковым в 2010г., я не знаю). Теперь перешли на три семестровых курса, тервера (4 семестр), статистики (5 семестр), случайных процессов (6 семестр). Тервер столкнулся с классическим вопросом от Козьмы Пруткова: можно ли впихнуть невпихуемое? Если такой попытки не делать, то будет плохо - курс будет уродцем, если же попытку делать - выйдет еще хуже, курс никто не поймет, кроме особо заинтересованных лиц, которые будут именно на нем концентрироваться. Вышло даже еще хуже, потому что впихивать невпихуемое начали и на статистике, и на случайных процессах тоже. Во введении статистики мог бы быть серьезный плюс, если бы ее ввели как (двухсеместровый?) курс по выбору (без слушателей она бы не осталась).
5
. В 7 семестре ввели еще один курс теории чисел (каф. теории чисел).
6
. В 9 семестре ввели курс механики сплошной среды.Все это вывалилось на нормальный набор математических курсов, что автоматом ломало всю систему мехмата, а также создавало букет из вторичных поражающих факторов.
Наконец, надо добавить пункт минус один.
(-1)
. С какого-то года (до 2011) на мехмате курс дифференциальной геометрии (его читает кафедра Фоменко, а также кафедра высшей геометрии) был фактически расщеплен на два курса. Один семестр — геометрия поверхностей, выдержанная в стиле XIX века, причем громоздкая и малоэстетичная (последнее, конечно вопрос вкуса, но для лиц с соответсвующими вкусами хватило бы спецкурса). Кстати, лучшей антирекламы мехмата, чем этот курс, не придумаешь. Второй семестр - нормальная дифференциальная геометрия, которая теперь стала невпихуемой, порождая проблемы, упомянутые выше.Дополнительные замечания.
А
. Не знаю, какая была история роста числа зачетов и экзаменов (этот рост несколько больше, чем следовало бы из набора введенных курсов). Кроме того, когда-то выросло количество программирования, но, что реально очень плохо, что оно принимается с чрезмерной жесткостью (хотя преподается, по-видимому, хорошо).
Б
. Как отмечалось на Ученом совете 8 ноября, кафедры, чье желание читать на первом-втором курсе в 2011г. было удовлетворено, вовсе не получили ожидавшегося вала студентов.
В
. В итоге перечисленных пертрубаций (включавших выстраивание “геометрической верикали”) произошла архаизация курса дифференциальной геометрии (как посредством непосредственной архаизации, так и посредством проблем со второй частью курса). И, разумеется, ситуация “студенты” ничего не знают, спровоцированная “модернизацией”, обсуждаемой в пп. (-1)-6, касается курса дифференциальной геометрии столь же, как и других курсов.
Здравствуйте
Я ознакомился с представленной информацией профессора Ю.А.Неретина, и должен отметить, что она не соответствует действительности в отношении теоретико-вероятностных курсов. Могу засвидетельствовать это, поскольку работал ученым секретарем кафедры теории вероятностей с 2004 по 2013 годы и имею об этом не только свои воспоминания, но и документы, в том числе файлы с распределением нагрузки сотрудников кафедры за все указанные годы. Из них следует, что на отделении математики в отношении теоретико-вероятностных курсов ничего не менялось по крайней мере с 2003/2004 учебного года. Всегда весной 2 курса читалась теория вероятностей, осенью 3 курса - математическая статистика, весной 3 курса - теория случайных процессов. Что касается отделения механики, то осенью 4 курса ранее читался курс “Теория вероятностей”, а весной - “Математическая статистика и случайные процессы”, но фактически лектор большую часть статистики включал в первую часть, пока наконец в 2015 году это не было учетно, и теперь читаются курсы “Теория вероятностей и математическая статистика” и “Теория случайных процессов” (однако количество часов, зачетов и экзаменов от этого никак не изменилось). На экономическом потоке всегда осенью 3 курса читались случайные процессы, и весь 3 курс - годовой курс математической статистики. Таким образом, никаких изменений в этом плане в 2011 году не происходило. С общей идеей перегруженности студентов на младших курсах согласен, но небрежность в обращении с фактами и неуважительные комментарии в адрес работы нашей кафедры одобрить не могу.
В истории кафедры теории вероятностей, составленным бывшим ученым секретарем Н.Г.Химченко (1937-2007) в 2002 году, сказано:
“Постановка преподавания курсов теоретико-вероятностного направления на всех факультетах Московского университета ведет свое начало от нашей кафедры. Первые же теоретико-вероятностные курсы на современном Мехмате восходят к первому заведующему кафедрой Андрею Николаевичу Колмогорову. Долгие годы всем студентам-математикам читался курс теории вероятностей с элементами математической статистики. Затем этот курс в 60-е годы был дополнен вводным курсом в теорию случайных процессов, и приблизительно двадцать лет студенты-математики общего потока слушали трехсеместровый курс одного лектора. Он так и назывался: “Теория вероятностей, математическая статистика и введение в теорию случайных процессов “ (зачет после второго семестра и экзамены после первого и третьего). В последнее десятилетие новый учебный план, усовершенствованный Методическим советом факультета (под руководством Б.В.Гнеденко), содержит три совершенно самостоятельных курса вероятностного цикла:
- Теория вероятностей (4-й учебный семестр; зачет, экзамен):
- Математическая статистика (5-й семестр; зачет, экзамен)
- Введение в теорию случайных процессов (6-й семестр; зачет, экзамен)”
Упомянутый здесь академик Б.В.Гнеденко скончался в 1995 году. Таким образом, изменения в плане теоретико-вероятностных курсов произошли где-то в конце 1980-х - начале 1990-х годов. При необходимости, я могу поспрашивать пожилых сотрудников кафедры. Но так или иначе, это произошло примерно 30 (!) лет назад, а вовсе не в 2011 году. И до сих пор почему-то никому не мешало.
Более того, я раскопал свой диплом (учился с 1989 по 1994 год), где в приложении указаны предметы, так уже было разделение на теорию вероятностей, математическую статистику и теорию случайных процессов. Теорию вероятностей я изучал весной 1991 года, когда изменение уже произошло, таким образом Юрий Александрович промахнулся с датировкой изменения не менее чем на 20 (!) лет.
И кстати, в моем же дипломе (1989-1994) в числе обязательных курсов указаны и теория чисел, и механика сплошной среды, они уже тогда были, для математиков. Таким образом, пункты 4, 5, 6 (почти половина пунктов!) неверны. Это подтверждается и другими читателями в обсуждении в ВКонтакте. А причислять к нынешним “причинам вырождения мехмата” изменения учебного плана, произошедшие около 30 лет назад, это явный перебор.